«02» сентября 2019 года Верховный Суд Российской Федерации вынес определение №48-КГ19-9 (далее – «Определение») по результатам рассмотрения заявления родственников гражданина, умершего вследствие оказания ему ненадлежащей медицинской помощи, в котором указал на то, что именно на медицинском учреждении лежит обязанность доказывания своей невиновности в причинении морального вреда родственникам умершего в связи с его смертью вследствие оказания ему ненадлежащей медицинской помощи.
Суть спора заключалась в следующем:
Гражданин обратился в травматологический пункт больницы с жалобой на боль в области грудной клетки и отдышку после падения на спину в бытовых условиях. На приеме врач-травматолог поставил гражданину диагноз «ушиб грудной клетки» и назначил соответствующее лечение. Спустя два дня гражданин умер. Причиной смерти явилась пневмония.
После этого супруга и дочь умершего обратились с иском к больнице, в котором требовали компенсации морального вреда, причинённого ненадлежащим оказанием медицинской помощи.
Решением Калининского районного суда г. Челябинска от 19 апреля 2018 г. в удовлетворении исковых требований истцам отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 17 июля 2018 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Истцы обратились с кассационной жалобой в Верховный Суд Российской Федерации, поскольку считали ранее принятые судебные акты незаконными и необоснованными.
Верховный Суд РФ, исследовав материалы дела, пришел к следующему выводу:
«Судебными инстанциями не дана оценка доводам истцов, на которых они основывали свои исковые требования о компенсации морального вреда, о том, что в случае оказания Паршикову В.А. качественной и своевременной медицинской помощи и проведения всех необходимых обследований и диагностических мероприятий, Паршикову В.А. был бы правильно и своевременно установлен диагноз, и следовательно, была бы оказана надлежащая медицинская помощь с учётом его состояния здоровья.
Кроме того, судебные инстанции, сделав вывод об отсутствии вины Областной клинической больницы № 3 в ненадлежащем оказании медицинской помощи Паршикову В.А., не применили к спорным отношениям положения статьи 70 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» о полномочиях лечащего врача при оказании медицинской помощи пациенту.
Рассматривая настоящее дело, судебные инстанции не выяснили, были ли предприняты сотрудниками больницы, в том числе врачом-травматологом при обращении к нему Паршикова В.А., врачом-рентгенологом при исследовании рентгеновского снимка Паршикова В.А., все необходимые и возможные меры, в том числе предусмотренные стандартами оказания медицинской помощи, для своевременного и квалифицированного обследования пациента по указанным им жалобам и в целях установления правильного диагноза, определению и установлению симптомов имевшегося у Паршикова В.А. заболевания, правильно ли были организованы обследование пациента и лечебный процесс, имелась ли у больницы возможность оказать пациенту необходимую и своевременную помощь, в то время как в соответствии с пунктом 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации именно на ответчике лежала обязанность доказывания своей невиновности в причинении морального вреда Паршиковой Т.М. и Арбузиной Е.В. в связи со смертью Паршикова В.А. вследствие оказания ему ненадлежащей медицинской помощи.
При таких данных обжалуемые судебные постановления нельзя признать законными, они приняты с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены указанных судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.»
В результате рассмотрения дела Верховный Суд РФ решение Калининского районного суда г. Челябинска от 19 апреля 2018 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 17 июля 2018 г. было отменено, и дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции – Калининский районный суд г. Челябинска. Об итогах данного дела мы дополнительно сообщим в одной из будущих статей.
Возможно, что указанное решение послужит дополнительным стимулом для обращения в суды лиц, которым была оказана ненадлежащая медицинская помощь, либо родственникам которых была оказана ненадлежащая медицинская помощь, поскольку Верховный Суд РФ подтвердил, что именно медицинское учреждение обязано доказывать надлежащее оказание медицинских услуг.
Компания ООО «ЛГК» предлагает свои услуги в сопровождении споров с медицинскими учреждениями, оказавшими некачественные услуги.
С перечнем услуг и их стоимостью Вы можете детально ознакомиться в разделе «Стоимость услуг для граждан» (перейти по ссылке) на сайте компании и в нашей группе ВК.