COVID-19 – форс-мажор или нет?

Режим ограничений, введенный Указом Президента РФ от 02.04.2020 года №239, направленный на борьбу с коронавирусом, вызванный крайней необходимостью и направленный на ограничение распространения опасного заболевания населения, оказал ожидаемое воздействие и на деятельность предпринимателей. Одни предприятия приостановили свою деятельность, другие приспособились к работе в новых условиях, а третьи, согласно действующим нормам закона, обязаны продолжать свою деятельность для поддержания жизненно важных сфер в экономике и обеспечения населения страны.

Между тем, многие компании сталкиваются с проблемами надлежащего выполнения договорных обязательств в беспрецедентных условиях. До последних событий форс-мажор был разделом договора, в котором прописаны стандартные положения и к которому многие руководители бизнеса относились «снисходительно».

В настоящий момент нужно разобраться, как в сложившихся обстоятельствах вести работу, выполнять обязательства перед контрагентами и работниками, и как используется ранее неприменяемый массово раздел договора «ФОРС-МАЖОР».

Пунктом 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 №51-ФЗ предусмотрены обстоятельства, исключающие вину за ненадлежащее выполнение обязательств в предпринимательской деятельности, а именно: «если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств».

Таким образом, некоторые обстоятельства, исключающие вину за неисполнение обязательств, действительно, имеют место быть в современных реалиях. Устанавливает такие обстоятельства Торгово-промышленная палата Российской Федерации.

Чтобы наглядно продемонстрировать динамику признания обстоятельств форс-мажорными, и лучшего понимания современных тенденций, мы обратились к новостной статье, размещенной на сайте Торгово-промышленной палаты Российской Федерации от «06» апреля 2020 года, в которой Сергей Катырин дает пояснения, что за последнее время в семь раз выросло количество обращений о подтверждении форс-мажорных обстоятельств. Статистка подтверждения таких обстоятельств не внушает оптимизма. Так более 95 процентов случаев обращений отклоняются, из-за несоответствия форс-мажору.

Статистика неутешительная, но нормами российского законодательства предусмотрены и иные механизмы регулирования обязательственных отношений при существенном изменении обстоятельств. В частности, пунктом 1 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 №51-ФЗ предусмотрено, что существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения. Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.

Таким образом, положения норм гражданского права дают возможность в сложившихся обстоятельствах, даже если они официально не признаны форс-мажорными, на пересмотр условий сделки, что дает возможность сторонам предпринимательских отношений выйти из затруднительного положения.

Используя имеющийся опыт переговоров, практического применения норм российского законодательства, наши юристы смогут применительно к Вашей ситуации найти возможность выхода из затруднительного положения. Мы можем провести анализ текущего положения дел, выявить является ли ваша ситуация форс-мажорной и при необходимости проведем переговоры с вашими контрагентами, на предмет изменения условий договоров, в сложившихся обстоятельствах на взаимовыгодных условиях.

С перечнем услуг и их стоимостью Вы можете детально ознакомиться в разделе «Стоимость услуг для граждан» либо в разделе «Стоимость услуг для юридических лиц».

По всем интересующим вопросам можете обращаться через форму обратной связи на сайте (https://am-lobanov.ru), в нашей группе ВК (https://vk.com/lobanovgroupcompany), позвонив по телефону +7 (812) 987-10-86, либо направив обращение на электронную почту office@am-lobanov.ru.

Комментариев еще нет.

Оставить комментарий