телефон: +7 812 987 10 86, +7 900 622 62 05, +7 931 368 49 66
e-mail: office@am-lobanov.ru
web-сайт: https://am-lobanov.ru
Прошло совсем немного времени после того, как общество «привыкло» к борьбе с COVID-19, мы вышли из домов, вернулись к привычному рабочему ритму, стали вновь жить и путешествовать, как вновь столкнулись с ситуацией, когда путешествие за рубеж стало затруднительно, либо в принципе невозможно.
События, которые после 24 февраля 2022 года произошли в России, на Украине и в мире, не могли не отразится и на туристической отрасли.
После того, как российские авиакомпании приостановили полеты за рубеж (в значимую часть излюбленных для россиян мест отдыха), отпуска россиян за рубеж оказались под угрозой.
И теперь для многих туристов, чьи отпуска были сорваны, встает актуальный вопрос: что делать дальше: потребовать возврата денег или дожидаться пока ситуация стабилизируется и отправиться в долгожданный отпуск позже?
Прежде чем разъяснить право туристов требовать возврата денежных средств, чьи поездки сорвались не по их вине, необходимо разобраться в том, является ли «проведение специальной военной операции» и последствия, которые это повлекло для туриндустрии, форс-мажорными обстоятельствами или нет.
В соответствии с пунктом 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 №51-ФЗ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Исходя из смысла указанной выше статьи следует, что ситуацию, при которой российские авиакомпании приостановили полеты за рубеж, что послужило основанием для отмены туров, можно отнести к обстоятельствам непреодолимой силы, поскольку туроператоры фактически оказались «со связанными руками», поскольку не могут доставить туристов в места отдыха.
Вместе с тем, наличие форс-мажорных обстоятельств освобождает сторону договора (договора на оказание туристских услуг) лишь от ответственности за неисполнение принятого обязательства (организовать отдых), но не является основанием для ее освобождения от обязательств по заключенному договору, в том числе, обязательства вернуть денежные средства за несостоявшееся путешествие.
Таким образом, даже в случае признания судом факта невозможности предоставления туроператором туристского продукта ввиду обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор), туроператор не освобождается от обязанности по возврату денежных средств туристу (потребителю).
Из указанного выше следует, что турист при желании может потребовать возврата оплаченных денежных средств за туристский продукт, который ему не был предоставлен, и туроператор обязан осуществить возврат денежных средств.
В данном случае в помощь туристу права, предоставленные ему, в том числе, статьей 32 Закона РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей», согласно которой потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.
При этом турист (выступая в качестве потребителя услуг) вправе потребовать от компании, оказывающей туристические услуги, документального подтверждения фактически понесенных расходов. И компания не вправе отказать туристу в представлении соответствующих документов по его запросу.
К сожалению, часто встречаются случаи, когда компании, предоставляющие туристические услуги, включают в договоры условия о штрафах за расторжение договора. Обращаем Ваше внимание на то, что включение в договор любых условий, ограничивающих права потребителей по сравнению с закрепленными в законодательстве правами, являются недействительными!
Таким образом, если турист все-таки решил расторгнуть договор и потребовать возврата оплаченных денежных средств, компания, оказывающая услуги по предоставлению туристского продукта, не вправе воспрепятствовать такому расторжению и обязана вернуть денежные средства!
И если компания отказывается расторгать заключенный и неисполненный договора, а также возвращать денежные средства, турист (потребитель) вправе обратиться за защитой своих нарушенных прав в суд.
До обращения иском в суд наша компания рекомендует Вам обратиться к туроператору с досудебной претензией, в которой необходимо указать на основания расторжения договора, заявить требование о возврате денежных средств и обязательно указать банковские реквизиты, на которые денежные средства должны быть возвращены.
Юристы нашей компании оказывают квалифицированную юридическую помощь в спорах с туроператорами и готовы оказать Вам, при необходимости, помощь в урегулировании спора.